Родитель должен обращать внимание ребенка на то, что каждый предмет имеет свое значение, закрепленное опытом человеческой деятельности. Происходит формирование активной речи ребенка в совместной деятельности со взрослым. Взрослый должен развивать у малыша потребность говорить, ясно выражать свои желания. При общении с малышом необходимо строить понятные для него фразы, делать паузы, давая возможность осознавать, что просите, о чем спрашиваете. Развитию речевой активности способствуют вопросы: Что это? Где это? Где такой же? Их следует сочетать с поручениями: покажи, открой, принеси, назови, найди, где спрятано и т.п.
Многие родители считают, что большое количество игрушек быстрее развивает ребенка однако, наиболее эффективно психическое развитие ребенка достигается при небольшом количестве игрушек, так как малышу нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Каждая игрушка должна быть обыграна и родитель должен привлекать ребенка к разнообразным действиям с ней.
Как занимать с малышом?
Во-первых, наблюдайте реальные объекты (животные, предметы), явления, социальные ситуации, элементы труда взрослых и т.д.
Во-вторых, используйте яркие, эмоциональные показы с куклой и игрушками, животными. Например, поиграйте с ребенком в игру «Угостим куклу чаем», «Уложим медвежонка спать», «Кукла заболела», при этом комментируйте и обговаривайте с ребенком каждый необходимый предмет, используемый в игре, обращайтесь к игрушке, стимулируя речевую активность ребенка, не коверкайте свою речь, общаясь с ребенком.
В-третьих, показывайте картинки, на которых изображены знакомые игрушки и сюжеты.
В-четвертых, читайте детям потешки, стихотворения, прибаутки, показывайте яркие иллюстрации к ним.
<font color="#800080">ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА</font>
ЧЕРЕПАХА
Шла по полю черепаха И дрожала вся от страха. Говоритона"Кусь, кусь! Никого я не боюсь!" |
-руки "идут", сжатые в кулачки. -руки "дрожат". -большой и указательный пальцы "кусаются". -"отрицание" указательным пальцем. |
ЗАМОК
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули, Покрутили, Постучали - И открыли! |
-руки "в замке" -пальцы тянем, не разжимая. -вращаем руки, пальцы не разжимая, -стучим основанием ладоней, -руки разжимаем. |
АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин. Много нас - а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для чижа, Эта долька - для котят, Эта долька - для утят, Эта долька - для бобра, А для волка - кожура! |
Левая рука в кулачке, правая ее охватывает. Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке, начиная с мезинца. Встряхиваем обе кисти. |
СОРОКОНОЖКА
Две сороконожки бежали по дорожке. Встретились, Обнялись, Насилу расстались - И попрощались! |
Зажимаем пальчики в кулачок. Средний и указательный пальчики перемещаются. Ладошки друг напротив друга. Ладошки переплелись. Ладошки разжались, Ладошки машут, прощаясь. |
Рыбка в озере живет, Хвостиком ударит вдруг - И услышим мы - плюх, плюх! |
-Разводим руки. |
КОТИК
Котик лапкой умывается Вымыл носик. Вымыл ротик. Вымыл ухо. Вытер сухо. |
Движения по тексту |
ТЕСТО
Тесто мы месили, Мы пирог лепили: Шлеп, шлеп, Шлеп, шлеп. Слепим мы большой пирог! |
-Сжимаем кисти рук, -Ладошки "лепят" |
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим, Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем! |
-Ладошки движутся параллельно друг другу. -Кулачки трут друг друг. -"солим" щепоткоЙ. -Пальчики сжимаем и разжимаем. |