Развитие связной речи дошкольников в режимных моментах.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
Проблема развития связной речи решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Ежедневно повторяясь, они приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.
У педагогов есть такое выражение: «Дети слушают, но не слышат, смотря, но не видят». Поэтому надо учить детей не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, т. е. основой для обучения является развитие восприятия – формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться и настраиваться на восприятие речи.
Во всех режимных моментах организованная разговорная речь основывается на вопросах воспитателя с учетом имеющихся у детей речевых навыков, а также индивидуальных особенностей. Взрослые должны говорить спокойно, без раздражения, комментируя действия детей, четко формулируя вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребенка. Каждый односложный ответ ребенка следует повторить в развернутой форме.
Как практически осуществить развитие речи детей в режимные моменты?
Утренний приём детей.
Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем.
Воспитатель берёт игрушечного котёнка и говорит: «Ребята, к нам пришёл гость. Кто это? (Обращается внимание детей на гладкие ушки, лапки и мягкую пушистую шерсть). Давайте поближе познакомимся с ним»:
- Котёнок как тебя зовут? А теперь, ребята, назовите свои имена нашему другу. (Каждый ребёнок называет своё имя.)
- А как зовут маму котёнка, папу? (ответы детей).
- А что любит кушать котик? (ответы детей).
- А как можно назвать ласково нашего друга? (ответы детей).
Для развития словарного запаса в режимных моментах воспитателем могут использоваться следующие игры:
Игра «Какой, какая, какое». Ребёнок достаёт из конверта картинку, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.
Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.
Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.
Так же можно предложить детям следующую игру «Кем я буду и каким?» Эта игра посвящена будущему ребят, о котором они начинают мечтать уже в старшем дошкольном возрасте: Самолётом правит… (лётчик, стены выкрасил… (маляр, доску выстрогал… столяр), трактор водит… (тракторист), электричку… (машинист), за прилавком… (продавец), кто всё знает… (молодец).
В системе воспитания в дошкольных учреждениях утренней гимнастике отводится большое место. В ходе проведения утренней гимнастики дети закрепляют понятие вверх, вниз, далеко, близко, быстро, медленно, учатся ориентироваться в пространстве.
Воспитатель говорит детям: «Бегите ко мне тихо, тихо, как мышки», «Бегите к домику». «Девочки встанут справа от меня, а мальчики – передо мной» и т. д. Как часть утренней гимнастики полезно проводить подвижную игру с рифмованным текстом, ритмичными движениями. В коррекционных целях рекомендуется проводить игру с звукоподражаниями: «Птичий детский сад», «Ежик и барабан».
Дежурство по столовой.
Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. Пример развития диалогической речи:
-Дети, сегодня у нас дежурные Саша и Даша. Они накрывают на стол, а вы послушайте нашу беседу:
- Даша, какую посуду ты расставляешь?
- Тарелки.
- Куда ты ставишь тарелки?
- На стол.
- Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие?
- Глубокие.
- Какой формы твои тарелки?
- Крупные.
- Какого цвета тарелки?
- Белые с рисунком.
- Из какого материала сделаны тарелки?
- Из фарфора.
- Сколько тарелок на одном столе?
- Две тарелки.
- Как ты их ставишь? Как с ними обращаешься?
- Ставлю осторожно.
- Почему нужно ставить их осторожно? Что с ними случается, когда они падают?
- Они бьются.
- Саша, а что кладешь на стол ты?
- Ложки и вилки.
- С какой стороны от тарелки ты положишь эти приборы?
- Справа.
- В какой руке дети будут держать ложку?
- В правой руке.
- Скажи мне все, что можно сказать про ложку, какая она?
- Тяжелая, металлическая, блестящая и др.
- Что мы будем делать ложкой?
- Кушать (суп) и т. д.
Беседу с детьми можно продолжить, когда они сядут за столы, но еще не кушают:
- Дети, скажите разными словами, как мы должны сидеть за столом?
- Прямо (ровно).
- Тихо (спокойно).
- Как мы должны кушать?
- Бесшумно.
- Молча.
- С закрытым ртом.
Можно предложить поиграть в сюжетную игру «Ждём гостей». Дети называют необходимую для сервировки стола посуду, говорят, как правильно её расставить, называют продукты питания, угощение для гостей и соответствующую посуду (сахар в сахарнице, хлеб в хлебнице, масло в маслёнке, молоко в молочнике, фрукты в вазе, конфеты в конфетнице).
Подготовка к прогулке дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.
Во время одевания или раздевания с детьми разговаривают о том, что дети надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, детали одежды. Обращается внимание на порядок в шкафчике: что висит на вешалке, что лежит на полке, где стоят сапоги, ботинки. Воспитатель рассказывает обо всем, что надевают дети: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Пети - зеленые, у Андрюши – синий, у Оли – коричневые. У Жени ботинки со шнурками, а у Лены с ремешками. У Вовы сапоги резиновые, а у Тани кожаные».
Говорится и о других признакам одежды. Воспитатель задает вопрос: «Какая на ощупь одежда? Давайте потрогаем кофту - мягкая, пушистая, теплая, сухая, новая и т. д. », «У Тани на кофточке пуговицы гладкие, а у Вани – шероховатые».
Прогулка.
Выйдя с детьми на прогулку предлагается вспомнить названия весенних (осенних, зимних, летних) месяцев. Ребята знают, что у каждого слова есть слова – родственники. Воспитатель даёт задание – подобрать родственные слова к словам (весна, дождь, снег, зима и т. д.): «Подберите слова к слову «весенний» (ручей, дождь, цветок, лес и т. д.). Подберите слова к слову «осеннее» (облако, солнце, небо, утро, настроение и т. д.)». Так же детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова (Зима ушла, а весна…, зима холодная, а весна…, зимой надевают шубы, а весной…, зимой ветер злой, а весной…).
На прогулке предлагается поиграть детям в игру"Пароход".
Воспитатель: «Дети, сегодня мы будем играть в игру "Пароход". В этой игре есть разные роли капитан, штурман, моряки, пассажиры и др. Сегодня капитаном будет Дима. Когда мы будем подходить к пристани и отчаливать от нее, Дима будет давать сигнал — длинный гудок: "У-у-у! ". Во время плавания мы будем вести беседу».
Можно использовать игры, предлагающие пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я стал невидимым то …», «Если весна не наступит никогда то…», «Что было бы, если я умел летать?» и т. д.
Возвращение с прогулки.
Когда приходят с прогулки воспитатель напоминает детям и называет вместе с ними, что делают с одеждой после прогулки: очищают, сушат, сворачивают (шарф) и т. д.
- Что делают с брюками (шапкой, шарфом)?
- Как Оля сложила одежду? (аккуратно, быстро, тихо, старательно, бережно) и т. д.
Во время умывания можно говорить о том, что дети моют:
- Чем моем лицо, руки?
- Водой, мылом, щеткой.
- Вода какая?
- Тёплая, холодная, горячая.
- Какое мыло?
- Душистое, скользкое, ароматное, белое.
- Чем мы вытираемся?
- Салфеткой, полотенцем.
- Какое полотенце? Какая салфетка?
- Белая, глаженная, пушистая, жесткая, мягкая.
- У Оли полотенце сухое, а у Васи … (дети «подсказывают» слова).
В ситуации умывания уместно выучить потешку: «Водичка-водичка, умой мое личико! ». Частое употребление потешки при умывании приводит к ее быстрому запоминанию. Можно выучить небольшой отрывок: «Да здравствует, мыло душистое и полотенце пушистое! » или
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело-набело отмыли.
В свободное время воспитатель организует игру детей так, чтобы они могли непроизвольно использовать приобретенные речевые навыки в самостоятельной деятельности, например: «К нам в гости приезжает кукла Дина. Нам надо приготовиться к ее приезду - выбрать посуду, приготовить угощенье и т. д. Буратино испачкал свою одежду и не знает, как ее очистить. Давайте поможем Буратино».
Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения.
Игра с посылкой.
Воспитатель предлагает подобрать слово на определённый звук: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети изо всех сил стараются придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.
Очень уместны игры с картинками, например, «Укрась ёлку игрушками на звук К». Дети выбирают картинки в названии которых есть данный звук.
Игра «Найди себе пару». Взрослый делит детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: “У меня кошка”. Ребёнок из другой – “У меня кошки”. Эти дети становятся рядом.
«Узнай, как кого зовут?» - игра может проводиться как в первую половину, так и во вторую половину дня. Ведущий ребёнок выбирает для себя одного ребёнка, но имя при этом не говорит. И составляет свой описательный рассказ: «Это девочка (мальчик), волосы (тёмные, светлые), одет в (перечислить название одежды и её цвет)».
«Разговор красок». Воспитатель подносит цветные карандаши к уху: «Наши цветные карандаши заговорили. Угадайте, что они мне рассказали?». Дети выбирают себе карандаши. У взрослого красный карандаш (красными бывают мак, помидор). Дальше по образцу рассказывают дети. Взрослый следит за правильностью ответов.
Игра «Дикие и домашние животные» - детям предлагается закончить предложения названиями детёнышей (У волчицы появились, у медведицы родились, у белки родились, и т. д).
Всеми любимая игра «Чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, а затем им предлагают вынуть предмет из мешочка и составить рассказ (Из чего сделано? Где растёт? Для чего применяют? Какую пользу приносит?).
Так же детям нравятся игры «Добавлялки»
Ра-Ра – Ра - начинается … (игра)
Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары)
Ри-ри-ри - на ветках… (снегири)
Ло-ло-ло – на улице… (тепло)
Игра «Ловушка» Взрослый предлагает детям «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Ведущий дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются в зависимости от темы занятия по развитию речи.
Игра «Поймай слог». Воспитатель «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово. Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т. д.