Артикуляционная гимнастика – важный этап в формировании правильного звукопроизношения.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Как заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой?
При выполнении артикуляционной гимнастики рекомендуется соблюдать следующие требования:
• использование зрительного контроля (все упражнения выполняются перед зеркалом);
• упражнение перед зеркалом родитель выполняет вместе с ребенком;
• упражнения выполняются неторопливо, плавно, ритмично, точно;
• чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка);
• артикуляционная гимнастика выполняется каждый день по 5 – 10 минут (можно разделить на несколько приемов);
• дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной;
• выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка;
• наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.
ПОМНИТЕ: хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому старайтесь сделать ваши занятия с ребёнком интересными и увлекательными. Поощряйте каждое правильное движение и будьте терпимы к его ошибкам. Не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребёнок устал и отвлекается, лучше отложите занятие.
<font color="#993366">Основной комплекс артикуляционной гимнастики</font>
Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы ребенок их запомнил. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, вам не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, достаточно напомнить ребенку название упражнения.
«Лягушка».
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.
«Хоботок».
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.
«Лягушка – хоботок».
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка»-«Хоботок».
«Чашечка».
Рот широко открыть. Широкий язык поднять к верху. Потянутся к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10-15 секунд.
«Лопаточка».
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
«Иголочка».
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
«Маляр».
Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка небо, делая движения вперед-назад, как маляр красит потолок кистью.
«Часики».
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.
«Качели».
Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.
«Лошадка».
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.
<font color="#993366">Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится!!!</font>
<font color="#993366">Желаем успеха!</font>